Легальный_тираж

Система информирования о легально выпущенной Аудио-, видео- и мультимедийной продукции

ЗАЧЕМ ДИСКАМ ВЫПИСАЛИ БЮЛЛЕТЕНЬ?

Некоммерческое партнерство производителей оптических носителей информации (НП ПОН) «Диск-Альянс» было создано в 2000 году по инициативе крупнейших российских производителей CD. В разное время «Диск-Альянс», в соответствии с конъюнктурой, приходилось решать разные задачи, имеющие одну общую цель – объединение российских производителей оптических носителей информации и создание цивилизованной саморегулируемой отрасли. Теперь уже можно сказать, что остались в прошлом времена, когда в обилии заводов и неразборчивости их руководства видели одну из основных причин великого «пиратства российского». Сегодня, в эру «закачек» и «загрузок», производители материальных носителей музыки – уже классики «материальной» музиндустрии. И сейчас они совместными усилиями с правообладателями и дистрибьюторами старательно борются с пиратством на рынке механических носителей. Последняя новация в этой области – рассылаемые по всей стране бюллетени с информацией об отличиях легитимного продукта от пиратского.
Об этом начинании мы поговорили с директором НП ПОН «Диск-Альянс» Петром Юрьевичем Поройковым.

Признаки_контрафактности
Технология_изготовления
Система_информирования


НАША СПРАВКА.
Петр Поройков родился в Москве в 1964 году, закончил МВТУ им. Баумана. В начале 90-х работал в рекламной индустрии. С 1997 по 2000 год - начальник отдела в комитете по телекоммуникациям и СМИ Правительства Москвы. С 2000 по 2004 – руководитель Управления средств массовых коммуникаций МПТР, Государственный советник РФ.

«2М»: - Потребителей активно убеждают в том, что рынок CD стремительно сворачивается, и в ближайшем будущем механические носители не будут никому нужны. На этом фоне ваше сообщество активизирует борьбу с пиратством. Вовремя ли все это происходит?
Петр Поройков: - На рынке CD сейчас происходит скорее стабилизация, а не сворачивание или стагнация. Бешеных темпов роста нет, рынок приходит постепенно к своим нормальным объемам. При этом нельзя отрицать, что музыка все больше уходит в MP3 и Интернет, но рынок CD этим не ограничивается. Есть также игровые, учебные программы, приложения к печатным СМИ, аудиокниги, объем производства которых и сейчас продолжает серьезно увеличиваться.
Думаю, окончательный переход от аналоговых носителей информации к цифровым у нас еще не произошел. И что уж говорить о сворачивании рынка CD, когда в России до сих пор производят аудиокассеты. К тому же Некоммерческое партнерство производителей оптических носителей объединяет и тех, кто выпускает DVD. А кино уйдет с дисков не так быстро, как музыка. Как раз в этой сфере пиратствуют особо активно.
Компания Philips – разработчик стандартов CD и DVD и, соответственно, их лицензиар – недавно провела собственное исследование рынка DVD. Согласно этим данным, производство DVD и DVD-плееров неуклонно растет. Сейчас в России порядка ста тридцати CD и DVD линий, а это на 10-15% больше, чем в прошлом году. При этом Россия сохраняет за собой огромный потенциал развития. Если верить все тому же исследованию Philips, в ближайшие три года российский DVD-рынок вырастет минимум в полтора раза.
В условиях активного роста потребления и производства дисков правоохранительным органам все труднее различать контрафактную и легальную продукцию. Кроме того, пираты тоже не стоят на месте и улучшают качество подделок. Когда-то главным их внешним признаком была низкокачественная полиграфия, но это ушло в прошлое. Сегодня есть два явных признака контрафактности дисков: продажа раньше официальной даты релиза и отсутствие на носителе наименования завода и номера лицензии. Но есть и еще ряд отличий, которые мы решили объединить в своих информационных бюллетенях. Так что наши инициативы вполне актуальны.
- То есть правоохранительные органы без ваших подсказок не в состоянии разобраться, кто продает легальный продукт, а кто контрафактный?
- Речь здесь должна идти не о подсказках, а о дополнительной информации, которой по объективным причинам у правоохранительных органов просто нет: при всем уважении телепатическим способностями милиционеры не обладают. К примеру, многие производители и дистрибьюторы используют для продукции собственные средства защиты, чаще всего это всевозможные идентификационные марки. Но, к сожалению, кроме самих производителей и дистрибьюторов, никто не знает, какими должны быть эти элементы защиты, как они выглядят. По большому счету, только правообладателю известно, как выглядит легальный диск. Поэтому, если он хочет, чтобы милиция защищала его интересы, он должен сам рассказать о том, как отличить его продукцию от подделки.
В какой-то момент мы пришли к выводу, что подобного рода информирование нужно проводить системно. И вот - с апреля 2006 года стартовала «Система информирования о легально выпущенной аудио-, видео- и мультимедийной продукции». Цель Системы – информирование правоохранительных органов на всей территории Российской Федерации об отличительных признаках легально выпущенной аудио-, видео- и мультимедийной продукции.
- Какая конкретно информация содержится в бюллетенях?
- В бюллетене стандартно указывается наименование произведения, дата релиза, обладатели прав, приводятся макеты оформления упаковки и самого диска, а также образец нанесения наименования завода-изготовителя на диск и многое другое. Кроме того, остается возможность для совместного творчества с правообладателем, то есть внесение какой-либо дополнительной информации. Кстати говоря, мы отказываемся от довольно большого количества заказов, когда правообладатель или его представители не могут внятно сообщить нам обязательную для внесения в бюллетень информацию, например, о заводах-производителях легального тиража.
- И куда отправляются бюллетени?
- Комплект информационных бюллетеней поступает в каждый отдел внутренних дел и во все специализированные подразделения правоохранительных органов (всего около 3-х тысяч адресов, и это число растет). Конверт адресован конкретному сотруднику, отвечающему за противодействие нарушениям в сфере интеллектуальной собственности или потребительского рынка. Мы смогли организовать эту работу не только в областных центрах, но и на самом низовом звене. В итоге, практически одновременно информационные бюллетени получает как руководство МВД И ГУВД 89 субъектов РФ, так и рядовые сотрудники на местах. Кроме УВД и ОВД бюллетени также поступают в ЭКУ, ОБЭП, ОБППР, отделы «К», а также прокуратуры.
- Насколько оперативна информация в бюллетенях? На рекорд-лейблах зачастую до последних дней не знают дату релиза и продолжают утверждать оформление альбомов.
- Во-первых, наши постоянные клиенты – по большей части компании, выпускающие громкие проекты – ведь их в основном и подделывают. У таких фирм дела поставлены серьезно. А вообще, сроки нашей рассылки рассчитаны максимально удобно для заказчика. От утверждения макета бюллетеня заказчиком до почтовой отправки проходит не более четырех дней, и еще от трех дней уходит на доставку корреспонденции адресату. Заказчики без труда могут подгадать, чтобы получение информационных бюллетеней сотрудниками на местах совпало с датой релиза или даже опередило его. В общей сложности, от получения нами заказа на бюллетень до его доставки в правоохранительные органы проходит примерно 10 дней. Наши рассылки осуществляются примерно 1 раз в 2 недели и в принципе этой периодичности достаточно, чтобы правообладатели могли попасть в релиз.
- Что должен сделать правообладатель, чтобы создать вместе с вами бюллетень на свой релиз и платная ли это услуга?
- Чтобы поучаствовать в рассылке, нужно просто обратиться к нам и предоставить информацию для включения в бюллетень. Все остальное мы делаем сами. Соответственно и услуга эта платная, поскольку мы несем расходы по производству бюллетеня и его почтовой отправке, тарифы на которую сейчас довольно высоки. Главное здесь для заказчика, чтобы затраты на рассылку были меньше, чем та прибыль, которую принесет рост продаж легальных тиражей.
- Правоохранительные органы восприняли вашу инициативу всерьез?
- Судя по многочисленным запросам, которые поступают в НП ПОН «Диск-Альянс», восприняли весьма серьезно. Уже первые рассылки показали, что особенно эффективны те бюллетени, где в качестве контактного указан телефон, позвонив по которому, сотрудники подразделений экономической безопасности, потребительского рынка, оперативники других служб на местах действительно могут получить всю необходимую им в работе информацию о продукции данного правообладателя. Да, безусловно, милиция должна охватывать весь спектр продукции и предотвращать появление на рынке подделок. Но, как показала практика, милиционеры зачастую предпочитают работать по тем проектам, которые вошли в рассылку. Они однозначно, не прибегая в момент изъятия к помощи эксперта, идентифицируют контрафакт, а также могут заводить уголовное дело, зная, что правообладателя не нужно разыскивать и уговаривать написать заявление.
- Какие планы по совершенствованию работы вашей Системы?
- Мы планируем расширить список получателей за счет таможенных органов и подразделений Роспотребнадзора, а также готовим к выпуску специализированный сайт в Интернете. И, конечно, сделаем вариант рассылки для электронной почты. Хотя, естественно, на сегодня это недостаточно внедренный во всех регионах вид связи. Так что пока получение наших бюллетеней каждым адресатом гарантирует именно почтовая рассылка.
 


Комментарии экспертов

Сергей Рогожинэ, генеральный директор Некоммерческого партнерства дистрибьюторов (НПД)
Для создания Системы Информирования (СИ) существовали как минимум две важные предпосылки. Во-первых, в отрасли производства и распространения медиапродуктов информация о легально выпущенной продукции фактически не аккумулируется. Во-вторых, в нашей стране органам правопорядка позволено пресекать случаи распространения контрафактной продукции по собственной инициативе, без заявления потерпевшей стороны, то есть правообладателя. Зачастую изымается легальная продукция, а под предлогом борьбы с «пиратством» устраняются конкуренты. Добросовестные же сотрудники милиции не снабжены необходимой для работы информацией и потому не слишком жалуют работу по соответствующим статьям административного и уголовного кодексов. СИ способна помочь исправить положение, и я очень надеюсь, что СИ приживется, и каждая рассылка будет поводом для милицейской проверки в магазинах. В НПД из некоторых регионов уже регулярно поступают просьбы от подразделений МВД о предоставлении справок по размеру ущерба, причиненного распространением проектов, информация о которых вошла в рассылки СИ. Это говорит о том, что правоохранительные органы Системой пользуются.

Андрей Лукинов, генеральный директор ЗАО «Реал Рекордз»
С моей точки зрения, такого рода рассылка является одним из примеров конструктивного сотрудничества в цепочке «правообладатель – торговля - правоохранительные органы». Поэтому компании, которыми я руковожу, уже пользуются и будут пользоваться возможностями этой системы. Замечательно, что вместо криков: «Все менты – продажные», наконец предлагается простой инструмент идентификации контрафакта.

Александр Воробьев, полковник милиции, начальник отдела оперативного реагирования и связей с общественностью ДЭБ МВД РФ
Самое важное в этой Системе, что сами производители информируют правоохранительные органы о релизах. Рынок очень динамичен, уследить за всеми новинками сложно. Это правильно, что правообладатели стали использовать превентивные меры для защиты своих прав. Конечно, чем больше у наших сотрудников информации, тем быстрее и слаженнее они будут работать. Уже ясно, что такое сотрудничество даёт положительный результат.

Александр Романенков, заместитель руководителя Росохранкультуры
Лицензирование деятельности по воспроизведению (изготовлению) экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей осуществляется с 2002 года и, конечно, за прошедшее время оно стало важным инструментом в руках государства по противодействию производству пиратской продукции. Центральным элементом лицензирования этого вида деятельности является обязательное нанесение на диск наименования и номера лицензии завода-изготовителя. То, что в бюллетенях приводятся образцы нанесения на легальный диск этой обязательной информации, дает правоохранительным органам дополнительные возможности по выявлению пиратской продукции. Также важно, что сама отрасль заботится о своих интересах, защищает их, а не жалуется на жесткость норм лицензирования.

Игорь Пожитков, директор представительства Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) по России и странам СНГ
В целом, конечно, мы приветствуем, что заводы по производству оптических дисков включились в процесс саморегулирования и информируют других участников рынка и правоохранительные органы о том, где конкретно изготавливается тот или иной тираж. Идея понятна и полезна - как для милиционеров, которые могут более оперативно выявлять контрафактную продукцию, так и для заводов, которые, имея соответствующую информацию,
будут также выявлять недобросовестных заказчиков. Мы понимаем, что на данной стадии пока трудно создать всеобъемлющую систему информирования обо всей выпускаемой продукции на оптических носителях, но основные многотиражные релизы существующая Система может охватывать. Мы также, в некоторой степени, готовы содействовать этому начинанию и принять участие в Системе информирования о легально выпущенной аудио-, видео- и мультимедийной продукции.

Алексей Угринович, исполнительный директор Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ)
В целом мы поддерживаем создание Системы и считаем ее полезной как для правоохранительных органов, так и для участников рынка. Хотелось, чтобы рассылка охватывала весь ассортимент новинок. Понимаем, что это сложно, но надо к этому стремиться! Информированность плюс служебное рвение сотрудников правоохранительных органов - залог успешной защиты от контрафакта. Есть планы по координации действий НППОН и НФПФ по созданию обратной связи с правоохранительными органами, что позволит Системе приносить ощутимый реальный результат.